Экпедиция на Соловки

Мысль дойти до Соловецкого архипелага на моторной лодке родилась у меня еще в прошлом 2011 году, во время очередного водномоторного безумия, в тот момент, когда мы бороздили реки Тверской области и мать Рек русских — Волгу, от бейшлота до Дубны.
Поэтому подготовка к маршруту 2012 года была достаточно долгой. Собиралась команда, обновлялась материальная база и докупались недостающие техсредтва.
Но к сентябрю 2012 г., от 8 человек, готовых пойти в маршрут осталось только четверо. Сразу скажу, что идти по проторенному ходу, так называемого Волго-Балтийского водного пути желания не было, да и не могло быть, так как одна из целей нашей водномоторной экспедиции состояла в прохождении старого дедовского пути. Поэтому наш маршрут мы проложили через систему рек Тверской области, которые издревле вязывали Волгу с Великим новгородом, а поздее и Питером.
Итак, 8е сентября, Московское море, д. Малое новоселье — Старт. Набитая гермомешками, топливом, запасным мотором, какими-то мелочами и еще четырьмя человекообразными туловищами, моторная лодка отошла от берега и направилась в сторону Твери, сегодня нам нужно пройти все Мосморе и подняться на максимум вверх по реке Тверца.
В этот день на Московском море был достаточно сильный шторм, поэтому к Твери мы подошли изрядно подмокшими, но довольными тем, что все-таки мы вырвались из дома навстречу неизвестности. Водохранилище осталось позади, мы идем по Тверце, уровень воды ниже, чем в прошлом году, винт периодически цепляет дно, иногда ребята вылезают из


лодки и играют в бурлаков, так как местами глубина реки уже не позволяет идти под мотором. В общем, к вечеру, миновав город Торжок, мы остановились на первую ночевку на изрядно обмельчавшей Тверце. День прошел без происшествий и каких-либо серьезных потерь, если не считать забытое на старте весло и немного потрепаный винт нашей 40й тошки, которых у нас есть в запасе еще три штуки.
Ранний подъем следующим утром, и мы мчим к Вышнему Волочку, благо глубина реки Тверцы в среднем течении достаточна для того что бы не терять время на волоки и поднимание двигателя для движения по мелководью.
В Вышнем Волочке дозаправка и пополнение запасов всякого рода провиант, поиск манипулятора для переброски лодки из реки Тверца в реку Мста и прощание с ни на что не годным винтом на лодочном моторе.
В общем, к вечеру через озеро Мстино мы прошли по Мсте километров 50 вверх, где и заночевали без особых иллюзий на успех нашего безнадежного мероприятия.
Утро и снова в бой, новым винтом мы смело выворачиваем дно реки и пробираемся все выше и выше, на реке иногда встречаются небольшие шиверы, но лодка уверенно держит нас на плаву, не давая камням достать до днища. Периодически приходится прижиматься к берегам — пешком проводить лодку, где глубина реки не дает возможности опускать мотор. К вечеру мы добрались до населенного пункта Опеченский посад, собственно после которого и начинаются основные Мстинские пороги, участок «горной Мсты».
Но штурмовать пороги в наши планы в этом году не входит, конечно, если бы в запасе было время, то можно было озадачится и покатушками на порогах, но порвать днище лодки о какой-нибудь камень или убить редуктор мотора подставив под угрозу конечную цель маршрута, было неправильным. Поэтому наш гонец, посланный в деревню найти какой-нибудь транспорт для объезда, принес телефонный номер человека из г. Боровичи, который собственно следующим утром и забрал нас от реки на грузопассажирской Газельке.
До Боровичей около 40 км, дозаправились, разгрузились, собрали лодку, и снова в путь. После Боровичей были еще небольшие удары по винту, которые уже не так сильно нас расстраивали, но мы уже и не сильно торопились, впереди нас ожидало Ильмень озеро и долгожданная глубина под лодкой. К обеду было принято решение поменять еще один винт, так как глубина реки уже позволяла дать полный газ и выйти на глиссер. К вечеру этого дня мы вышли в Ильмень озеро…



Справа горели огни Великого Новгорода, прямо — не видно нифига. В том смысле что другого берега не видно. Позади уже более 700 километров пути…. убитый винт и небольшая усталость, которую мы сняли в тот же вечер при помощи старинного дедовского метода.
Утром снова в лодку, от устья Мсты до Великого километров 20 и мы входим в реку Волхов, в городе дозаправка, благо ее заботливо поставили прямо на реке. Собственно ничего интересного, пилить по судовому ходу и пялиться на берега. Но… Вот он город Волхов и первый шлюз.
И… снова приключение. Рация речного диапазона Р-21, купленная под поход отказалась включаться. Тут нужно объяснить, для того что бы прошлюзоваться, нужно связаться с оператором шлюза и собственно поставить его в известность о том что ты хочешь пройти вниз или вверх…
Обычно это делают при помощи рации, ну на крайний случай телефона. Одним словом причалили, и я пошел на КПП узнавать телефон оператора. Охранник, весьма удивившись моим появлением, любезно назвал мне номер. В общем, прошлюзовались по мобиле, единственное, что было сделано с нашей стороны не совсем верно, так это то, что на вопрос оператора «откуда и куда идем» я ответил — из Москвы в Белое море, ну чтоб оператор сориентировался с какой мы стороны стоим. Только немного позже я понял, почему оператор шлюза ненадолго замолчал и переспросил, ну откуда ему было знать что мы с пулей в голове идем по судовому пути, которым перестали водить какие-то ни было суда еще до революции… Немного напрягало одно — впереди еще будут шлюзы на реке Свирь, но там таких ошибок мы уже не допускали и дабы предотвратить нервные срывы операторов говорили просто — идем со стороны Питера
К вечеру встали на ночевку недалеко от Ладоги ну, а уже утром следующего дня вышли и в неё.
Идти по открытой воде до реки Свирь по Ладожскому озеру нас не возбудило, хотя на Ладоге был относительный штиль и погода шептала, мы все же пошли по Новоладожскому каналу, просвистели его насквозь и вошли в реку Свирь. В Свири я запросил пощады, попросив сменить себя на румпеле, сел на борт пассажиром и к вечеру мое тело разгрузили в палатке на каком-то островке недалеко от Лодейного поля, ну, а с утра, снова впрягли к мотору и заставили ехать дальше.
Дальше Нижнесвирьский и Верхнесвирьский шлюзы. Снова беготьня к охране, снова договариваемся о шлюзовке по телефону… В общем к вечеру мы встали на ночевку на островке с чудненьким названием «Яма» километров 20и не доезжая до Онежского озера. Ранним утром вышли в Онегу, дозаправившись в Вознесенье на выходе в озеро…. На озере немного болтало, ко всему прочему у меня дико разболелся зуб, хваленая лодка Белуга начала разваливаться на глазах и идти напролом через озеро сторону Беломорканала в тот день мы не решились, посему взяли курс на Петрозаводск. К обеду были уже там, таксист повез меня в платную стоматологию — ребята пошли за провиантом и топливом. Часа через два мы уже снова болтались в Онеге, взяли курс на Шальский — устье реки Водла.
Ближе к вечеру заштормило, и мы не без труда, уже в сумерках зашли в устье реки. По погоде, да и по общей усталости от гонки по рекам было решено устроить дневку — в общем, отдохнуть весь следующий день.
Собственно про отдых писать нечего, разве что съездили в магазин, докупили шнапсу, из палатки соорудили походную баньку и наслаждались штормом на Онежском озере.
К вечеру ветер стих, а на рассвете следующего дня мы паковали вещи в лодку — нам оставалось примерно 150 км по Онеге до Беломорканала. Его мы решили не проходить, так как терять время на 20 шлюзов нам было не с руки мы пошли сразу на Медвежегорск, собственно там мы и нашли авто, владелец которого за малую толику дензнаков забросил нас аккурат в г Кемь.



В Кеми мы вынужденно попрощались с одним и членов нашей команды, Гарика вызвали в Москву по рабочим делам. Нас осталось трое. Там же, мы выкупили целое купе на обратный путь, докупили топлива и вышли в Белое море.
Уже темнело, когда мы отходили от берега, поэтому нам нужно было срочно решать вопрос с ночевкой — встали на каком-то островке покрытым мхом и одиноко растущей березкой (одной).
Темнело быстро, поэтому пока ставили палатку и готовили ужин, не особо удосужились додуматься о том, что все-таки мы на море. Поэтому когда через пару часов мы вышли проверить лодку были сильно удивлены тем, что она находилась не на плаву, а метрах в 4х от воды. Отлив, однако…
Снова утро, умылись уже соленой водой и решили докупить провианта в Рабочеостровске.
Вот оно — Белое море… по правде сказать, никто до конца не был уверен что у нас получится до сюда добраться таким образом. Но впереди еще порядка 50 км по морю. Вокруг островки, камни, глубины неизвестно какие хотя на навигаторе и есть морские настройки все же было немного стремновато.
Справа Кузова…. Решили на них не заходить, а идти сразу на Соловки. Прошли Кузова — заштормило, причем достаточно сильно, но впереди, на горизонте уже замаячила полоска земли…. Соловки!
Поболтавшись на волнах заходим с северной части архипелага, мелко, вокруг россыпи островков из камней, вода чистейшая, мы пробираемся вглубь, на островках стоят сигнальные вехи, видимо остались еще со времен школы Соловецких юнг. Впередсмотрящий говорит мне о каких-то морских звездах на дне… Я не верю тому что вижу. А тут как назло метрах в 50 от лодки всплыли 3 нерпы (или тюлени?).
В общем наше сознание отказывалось понимать очевидный факт, более 1700 км по воде уже за спиной и — МЫ ДОШЛИ ДО СОЛОВКОВ!…
Расположились на островке в глубине архипелага.
До паровоза в Москву оставалось 4 дня.
Собственно до самого Соловецкого Кремля мы смогли добраться только накануне отъезда в Москву по причине сильного шторма на Белом море, за это время излазили окрестности, побывали на останках школы Соловецких юнг и на Секирной горе, где расположился единственный в мире храм-маяк.

В общем, основная цель нашей водной экспедиции — добраться из Волги до Соловецкого архипелага на моторной лодке по древнему судовому ходу, ранее связывавшему Волгу и Великий Новгород, была достигнута.
Комментируйте, задавайте вопросы на форуме — так как этот материал лишь малая толика того что нам пришлось пережить и увидеть за эти две недели.

Посмотреть видео

Все фото здесь